Как правильно делать уроки с ребенком советы психолога


Как правильно делать уроки с ребенком дома, советы психолога

Нередко, когда родители выполняют с ребенком уроки дома, то постепенно общее дело перерастает в скандал и крики. Детям бывает не так просто усвоить информацию. Как правильно делать уроки с ребенком, когда родители покрикивают? Ведь у него портится настроение и пропадает желание к учебе. Первоклассник страдает, но и родители тоже страдают не меньше его.

Ребенок ленится учиться что делать

Когда ребенок отказывается выполнять домашние уроки и выдумывает различные отговорки, оттягивая время, родителям вместо криков на своего ребенка, необходимо выяснить причину такого поведения. Для начала нужно убедиться в том, что ребенок здоров и его ничего не беспокоит. Потом следует узнать у ребенка – на все ли школьные предметы у ребенка распространяется такое отношение.

Если ребенку не нравятся какие-то конкретные предметы в школе, родителям необходимо расспросить ребенка об этом подробно, чтобы точно знать, почему именно он не любит тот или иной предмет в школе. Причин может быть достаточно много:

  • ребенку тяжело дается предмет,
  • ему не нравится педагог,
  • на этом уроке ребенку скучно,
  • урок вызывает неприятные ассоциации.

Когда знаешь причину, по которой ребенок не хочет делать уроки, то намного легче найти пути решения этой проблемы.

Даем ребенку отвлечься

Если ребенок недавно вернулся из школы, не нужно сразу предлагать ему браться за уроки. Для начала, ребенок должен отдохнуть немного от школы, отвлечься. Самым идеальным отдыхом после аппетитного полдника или обеда, может стать позитивная прогулка или подвижные игры. Только отдохнувший ребенок может приступать к выполнению домашней работы. У него должны быть ясные мысли и свежая голова.

Как правильно делать уроки без стресса для ребенка

Если ребенок будет выполнять уроки всегда примерно в одно время, то он не будет испытывать стресса. Просто ребенок уже знает, что подходит время к выполнению домашнего задания и предварительно готовится к этому. Он становится более собранным и организованным. Уже потом, на подсознании, выполнение уроков он воспринимает, как что-то естественное: как чистить зубы, умываться, принимать пищу, ходить в туалет, ложиться спать.

Когда ребенок готов выполнять уроки, необходимо давать ему короткие перерывы, чтобы он не переутомлялся, и у него было немного времени для отдыха. Будет достаточно даже 5 минут (можно и больше).

Взрослые тоже любят устраивать себе перерывы на работе – пьют чай или кофе. Ведь, это дает заряд бодрости. Ребенок тоже может выпить стакан сока, съесть яблоко, да и просто немного размяться. За короткий перерыв, и глазки отдохнут.

Если ребенок учится в первом классе, то ему особенно тяжело вырисовывать прописи или выполнять другие задания. Самое главное, что следует сделать родителям – не давить на ребенка и позволить ему выполнять задание постепенно. Родитель обязательно должен быть рядом, чтобы смог всегда что-то подсказать. Дети могут долго застрять над одним заданием, и помощь взрослого ему просто необходима. Только так он сможет выполнять уроки без стресса. Уже потом, по мере взросления, ребенок понятные ему задания будет выполнять сам, а более сложные задания ему смогут помочь выполнить родители. А может, ребенок все задания будет выполнять самостоятельно, а родители только проверять. Но они обязательно должны хвалить его, чтобы он и дальше радовал их своими результатами.

Не нужно выполнять домашнее задание за ребенка

Конечно же, будет разумно, если ребенок будет сам выполнять свои уроки, а не его родители. Просто из-за своей занятости, многие родители выполняют уроки за ребенка, тем самым, хотят побыстрее освободиться. Это неправильно. Так ребенок никогда не научится быть самостоятельным. А виной тому будут родители, которые показали ему дурной пример. И если однажды ребенок попросит маму сделать за него уроки, то не стоит удивляться, сами виноваты, что не научили ребенка быть ответственным и самостоятельным. Родители всегда могут подсказать ребенку и направить его на верное действие, но ни в коем случае не делать за него уроки. Это просто недопустимо.

Ребенку с трудом даются знания

Вот родители убедились в том, что учеба в школе – приносит ребенку больше негативных эмоций, чем позитивных. Первое, что они должны сделать – откровенно поговорить со своим ребенком. Только интонация разговора не должна быть в грубой и строгой форме, родители должны быть абсолютно спокойными. Беседа с ребенком должна быть легкой и непринужденной. И то, о чем будут говорить родители, должно заинтересовать ребенка. Например, мама может сказать о том, что, когда она была в его возрасте, ей тоже не просто давался тот или иной предмет, но она старалась, училась и в итоге добилась хороших результатов. Ребенку важно понять, как правильно делать уроки, что не все в жизни бывает легко и просто. Чтобы получить желаемый результат, необходимо прикладывать много усилий. Родители также могут выделить те предметы, которые им давались в школе лучше всего.

Ребенку не нравится школьный педагог

Ребенку, вполне, может не нравиться школьный учитель. Но родителям следует проявить чувство такта. Они должны объяснить своему ребенку, что в каждом человеке есть, как положительные, так и отрицательные качества. Только это не повод, чтобы не делать уроки.

Возможно, педагог строгий, поэтому ребенок чувствует себя на его уроках не совсем комфортно. Родителям следует объяснить ребенку, что если он будет хорошо готовиться по этому предмету, отвечать на уроках, то педагог его заметит и станет намного добрее. Учителя любят умных ребят, а не лодырей. Ребенок должен усвоить эту информацию, только тогда проблема исчезнет сама собой.

Если разговор с ребенком так ничего и не решил, родителям следует поговорить с учителем и выяснить, почему у него с ребенком не сложились отношения. Если учитель знает причину, то возможно, что-то изменит в своей тактике поведения.

Ребенок не общается с одноклассниками, если с ребенком не дружат

Если ребенок замкнутый и малообщительный, то у него могут не сложиться отношения с ребятами в классе. Это и послужит причиной не выполнять домашнее задание, вплоть до нежелания ходить в школу.

Ребенок постоянно находится в напряженном состоянии, и чтобы снять это напряжение, необходимо устроить ребенку праздник, пригласить гостей. Если с ребенком не дружат — это здорово ему поможет.

Пусть ребенок занимается дополнительно

Если родители знают, какие трудности у ребенка возникают в выполнении домашнего задания (ребенку не просто дается письмо или он с трудом пересказывает текст), то родители могут устроить ему дополнительные задания. Чтобы не напрягать ребенка в будни, родители могут помочь ребенку с выполнением заданий в выходные дни. Так хотя бы будет больше времени, чтобы сосредоточиться и без спешки выполнить задание. Такой метод обязательно даст свои результаты, а ребенок поверит в свой потенциал.
Если ребенок отстает по какому-либо предмету, то родителям необходимо его «подтянуть». При этом нельзя перегружать ребенка дополнительными заданиями по другим предметам, это будет лишним.

Родители должны быть терпеливыми и конструктивными. Если они совместно с ребенком будут прилагать усилия, отнесутся к нему со всей доброжелательностью, то ребенок сможет выполнять уроки без стресса. Помощь родителей ему в этом просто необходима.

Как делать уроки с ребенком? Советы психолога | Консультация (2, 3, 4 класс) по теме:

Как делать уроки с ребенком? 

Если подготовка домашнего задания отнимает у вас время и нервы, а попытки заставить ребенка заниматься уроками превращаются в скандал, вы можете попробовать новые подходы к выполнению домашней работы, которые помогут облегчить этот процесс для родителей и сделать его действительно полезным для ребенка. 

Распространенные ошибки родителей :

  • В первую очередь, забудьте формулировку «заставлять»: такой подход только отбивает у детей желание учиться, уроки воспринимаются ими как повинность. Учеба «из-под палки» никогда не научит ребенка самостоятельности и ответственности при выполнении домашнего задания, а только вызовет отвращение к процессу и желание избежать занятий любыми способами.
  • Не превращайте домашнее задание в наказание. «Если ошибешься или напишешь неаккуратно – будешь переписывать снова и снова, пока не будет красиво!» Такой подход не воспитает аккуратность и грамотность, а только убьет мотивацию: «Зачем мне что-то делать, если все равно будет плохо и придется переделывать?». Приучайте ребенка пользоваться черновиком, но помните: иногда лучше просто исправить одну ошибку, чем заставлять переписывать весь текст.
  • Не надо осуждать ребёнка за ошибки, а тем более, ругаться и повышать в голос. Будьте терпеливее, ошибки – это нормальная часть процесса обучения :«Не ошибается тот, кто ничего не делает». Всегда поддерживайте ребенка, побеседуйте с ним о причинах ошибки, возможно, он просто где-то недопонял материал. Объясните тему или покажите, где ребенок может найти справочный материал и проверить себя (например, толковый или орфографический словарь). Хвалите ребенка и объективно критикуйте выполненное задание.

Стоит ли помогать ребенку с домашним заданием? 

Часто родители задают вопрос: «Стоит ли мне помогать ребенку с домашним заданием? Не помешает ли это ему стать самостоятельным?».  

Ученикам младших классов ваша помощь необходима. Ребенок не сможет сделать уроки, если не научить его основным правилам выполнения домашнего задания. В дальнейшем, когда убедитесь, что эти правила усвоены, позвольте ему самостоятельно выполнять задания. Объясните, что при возникновении затруднения, вы всегда готовы помочь и к вам можно обратиться. Важно, чтобы инициатива в этом случае исходила от самого ребенка. 

Обязательно поощряйте самостоятельность ребенка. Ребенок сам сел за уроки? Сделал математику без вашей помощи? Начал учить стихотворение? Это явно заслуживает похвалы. 

Другим камнем преткновения для родителей становится проверка домашнего задания. Проверять, безусловно, надо. Самостоятельность – это замечательно, но пока не убедитесь, что ребенок дорожит вашим доверием и ответственно выполняет все домашние задания, контролировать его необходимо. Все дети разные, кто-то будет мучиться совестью, если не сделает уроки, а кому-то интересно получить за это небольшое вознаграждение вроде лакомства или лишних получаса игры на компьютере. 

Основные правила: 

  1. Рабочее место ребёнка должно быть организовано. Никаких шумящих на фоне телевизоров и домочадцев — ничто не должно отвлекать от выполнения домашнего задания. Объясните ребенку, что этот стол и стул — рабочее место, которое должно провоцировать соответствующий настрой, там не должно быть посторонних предметов и игрушек.
  2. Выберите время. Спросите у ребенка, во сколько бы ему самому хотелось садиться за уроки (естественно, с условием, что, например, к 9 вечера все задания должны быть выполнены). Когда ребенок назначил время, ему сложнее увиливать от собственного решения. Пусть ребенок учиться планировать время досуга и занятий самостоятельно.
  3. Определитесь с порядком выполнения заданий. Тут все индивидуально: одним детям удобнее начинать с наиболее трудных заданий и заканчивать легкими, другим — наоборот. То же касается выполнения устных и письменных заданий – например, сперва ребенок решает математику, а потом читает литературу, что станет своеобразным отдыхом для его утомленных извилин.
  4. Научите ребенка основам тайм-менеджмента. Умение планировать и управлять своим временем – важный навык, который пригодится не только в дальнейшей учебе, но и в жизни. Покажите ребенку, как можно организовать подготовку домашнего задания, составьте вместе красочный, но понятный план его текущих задач и отведенного на них времени. Выполнив задачу, подросток будет отмечать её в плане и видеть свой прогресс, а так же то, как долго он ею занимался. Объясните разницу между первостепенными и второстепенными задачами (например решить математику на завтра важнее, чем написать русский на послезавтра, поэтому начать лучше с математики).
  5. Попробуйте необычную методику. Есть интересная стратегия, называемая «техника Помодоро», которой посвящены статьи и мобильные приложения. Она основана на концепции, что наиболее продуктивными и сконцентрированными люди могут быть не больше 20-25 минут, после чего внимание становится рассеянным и его поддержание требует больших усилий. Техника заключается в том, что на протяжении 20-25 минут ребенок занимается заданием, ни на что не отвлекаясь, а по истечению этого срока делает перерыв в одну минуту, после чего снова приступает к занятиям. Каждый отрезок рабочего времени именуется «помидоркой», раз в четыре помидорки следует сделать более продолжительный перерыв (15-30 минут), а затем снова приступать к занятиям. Параллельно вы ведете список заданий и учитываете, сколько отрезков времени необходимо вам на их выполнение, завершенные задачи следует вычеркивать. Родители могут придумать маленькие вознаграждения «за успешные 4 помидорки», что увеличит мотивацию и продуктивность ребенка.

Выполнение домашнего задания – сложный, но необходимый процесс как для детей, так и для родителей. Будьте терпеливы и чутки к своему ребенку, ведь вы его первая опора и помощь на непростом пути покорения науки. 

советы родителям – Развитие ребенка

Онлайн консультации

Психолог Лилия Волженина проводит тренинги и консультации в Новосибирске, а также онлайн консультации по SKYPE

Голосование

Что в своей жизни вы хотели бы улучшить?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...