Советы психолога по адаптации первоклассников


Рекомендации психолога по адаптации первоклассников

Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. 

Начало обучения в школе – очень важный момент в жизни ребенка. Новая обстановка, новые знакомые, учебные нагрузки, даже необходимость сидеть на одном месте в течение 40 минут — стресс для ребенка. Помощь в этот самый момент очень важна. Ваша родительская интуиция и любовь лучше любого психолога подскажут вам, как лучше поступить в той или иной ситуации. И все же, если вы хотите, чтобы ваш малыш как можно быстрее прошел этот сложный период адаптации к новой, почти взрослой жизни, обратите внимание на рекомендательный список «Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников».

 

 

 

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников:

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14 – 16 часов.
  8. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15 – 20 минут занятий необходимы 10 – 15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  9. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) – необходимы. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
  10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  12. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  13. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 – 6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  15. Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7 – 8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
  16. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений. 
  17. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
  18. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку. 
  19. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
  20. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
  21. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
  22. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
  23. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Рекомендации родителям по адаптации первокласснов к школе

Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
  Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.

Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.


7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

 

Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском «банке» счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Советы психолога "Адаптация первоклассников"

Особенности адаптации первоклассников к школе

Подборку из психолого – педагогической литературы

выполнила педагог – психолог, учитель Аширова М.А.

На что нужно обратить внимание родителям первоклассников в период поступления в школу?

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Очень важным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Часто родители ругают ребенка за то, что ему часто звонят друзья "не по делу", что он поздно возвращается из школы, что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваш ребенок при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

Влияние отношения учителя к первокласснику на его адаптацию

Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел - ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель пойдет вам навстречу, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.

От учителя зависит и то, какой сосед по парте "достанется" вашему ребенку. Это - немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваш ребенок мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает - очень ценное умение. Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью. Стимулируйте помощь детей друг к другу, не поощряйте позицию "зачем лезть куда не надо", - кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент.

Признаки успешной адаптации

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

3. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

4. Очень важно на первых порах вселить в ребенка уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

5. Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

6.Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Рекомендации практического психолога учителю 1 кл. по адаптации

Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе

     Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.

      Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны  особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

     Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

     Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

      Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.  Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников  важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

      Для развития самостоятельности и активности детей  важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

         Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать  и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.

       Помните, что шестилетка - маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. Ребенок - равное нам существо, что он не готовится к жизни, а живет полнокровной жизнью, возможно, гораздо более насыщенной и интересной, чем наша.

         

Рекомендации учителю 1 класса:

Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.

  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;

  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;

  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.

  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.

  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

  4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.

  5. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.

  6. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.

  7. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.

  8. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

  9. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.

  10. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

  11. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.

  12. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

       Помните, что шестилетка - маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.

                           

Подготовила практический психолог: Зинченко Ирина Алексеевна

 

Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе | Статья (1 класс) на тему:

Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе

Еще недавно ваш ребенок был совсем крохой и постоянно нуждался в поддержке и защите взрослого. С вашей помощью он осваивал первые шаги, получал простейшие навыки самообслуживания и поведения в обществе. Он с радостью пошел в ясли и легко вписался в новый для себя коллектив. Но годы проходят быстро, и уже позади выпускной в детском саду.

И вот ребёнок на пороге школы…

«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения.
Само понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptare» и означает приспособление клеток организма к изменившимся условиям окружающей среды. Применимо же к нашему вопросу, это процесс социализации личности, подстраивание под новый режим.

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
  Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.

Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Советы родителям в период адаптации первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.


7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.


9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Начинать выполнение рекомендательных заданий, если таковые есть, лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

 

Как помочь ребенку?

1.В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.

2.Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.

3.Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

4.Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

5.Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

6.Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

7.И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

8.Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Рекомендации психолога по адаптации первоклассников | Статья на тему:

Рекомендации психолога по адаптации первоклассников

Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу, он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.

Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. 

Начало обучения в школе – очень важный момент в жизни ребенка. Новая обстановка, новые знакомые, учебные нагрузки, даже необходимость сидеть на одном месте в течение 40 минут — стресс для ребенка. Помощь в этот самый момент очень важна. Ваша родительская интуиция и любовь лучше любого психолога подскажут вам, как лучше поступить в той или иной ситуации. И все же, если вы хотите, чтобы ваш малыш как можно быстрее прошел этот сложный период адаптации к новой, почти взрослой жизни, обратите внимание на рекомендательный список «Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников».

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников:

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14 – 16 часов.
  8. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15 – 20 минут занятий необходимы 10 – 15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  9. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) – необходимы. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
  10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  12. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  13. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 – 6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  15. Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7 – 8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
  16. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений. 
  17. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
  18. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку. 
  19. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
  20. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
  21. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
  22. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
  23. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Адаптация детей в школе✔️: трудности первоклассников и пятиклассников

Начало осени для многих детей и их родителей тесно связано не только с приятными и волнующими моментами подготовки к школьной жизни, но и с непростым переходом ребенка из статуса дошкольника в статус школьника; от ученика начальной школы до ученика средней школы. В обоих случаях большинство родителей сталкивается с психологическими и социальными проблемами, связанными с новым этапом в жизни их детей - адаптацией к школе и приспособлением к новым условиям привычной школы.Ответ на вопрос «Как пройти этот путь с минимальными затратами для здоровья детей и нервной системы родителей?» - найди в этой статье.

В комплекте:

Период адаптации

Что такое «адаптация ребенка к школе»? В широком смысле слова адаптация - это привыкание к условиям окружающей среды. Адаптация к школе - это пристрастие к систематическому обучению и новым условиям школы. По мнению психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до полугода, а иногда и больше.Почему продолжительность этого процесса так сильно различается? Продолжительность адаптации связана со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личность ребенка, уровень его знаний и навыков, тип учебного заведения, уровень сложности программы, пр.

Этапы адаптации

Процесс адаптации обычно делится на три основных этапа, каждый из которых имеет свои особенности.

● Первый этап адаптации называется «Ориентировочный».

Ребенок сталкивается с новыми условиями, изучает ситуацию, границы, нормы и т. Д. Некоторым детям это действительно сложно. Поэтому ребенок часто находится в напряжении: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и вырезаны.

Этап длится, как правило, около двух-трех недель.

● Второй этап - это этап «Нестабильное приспособление».

Название говорит само за себя: ребенок начинает адаптироваться. Он или она уже близки к поиску оптимального поведения в предложенных условиях.В детской голове закладываются модели поведения, это позволяет организму тратить меньше энергии, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Продолжительность: около двух-трех недель.

● Третий этап адаптации - «Относительно устойчивая адаптация».

На этом этапе дети приобретают уверенность в выбранных формах поведения, становятся более устойчивыми. Это итоговая оценка концепции «Я школьник, и что это значит»…

Последний этап длится от пяти-шести недель до 1 года.

Особенности адаптации первоклассников

Адаптация ребенка к школьной жизни - сложный, многогранный процесс, благодаря которому ребенок адаптируется к новым условиям, к новому статусу. Гармоничное течение процесса адаптации невозможно без помощи взрослого, от которого ожидаются объяснения и уточнения, а также помощь, слова поддержки или просто объятия. Родитель должен понимать, что процесс адаптации носит временный характер, а продолжительность адаптации и дальнейший успех обучения ребенка зависит от того, сколько усилий приложит родитель.

Во многом адаптация ребенка к школе зависит от ситуации в классе. Если младший школьник чувствует себя комфортно, интересно и не боится - это облегчает процесс адаптации.

Дружественная атмосфера в классе - главная задача учителя в этот период. В это время у ребенка повышенная тревожность, внутреннее напряжение, низкая самооценка. Важно дать ребенку возможность работать в удобном для него режиме.Воспитатель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимание на успехи и достижения детей. Если педагог не учтет специфику этого периода, это может привести ребенка к нервному срыву. Поэтому так важно следить за состоянием физического и психического здоровья первоклассника.

Если родитель подозревает, что адаптация ребенка затруднена, он или она должны поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т. Д.).)

Особенности адаптации пятиклассников

У любого ученика, переходящего из начальной школы в среднюю, будет другой период - адаптация к новым условиям уже знакомой школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребенок перестает учиться в начальной школе, он становится подростком. В это время начинает формироваться личность - обретение чувства зрелости и становление себя как личности.Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребенок начинает отгораживаться от значимых родственников, которые до этого времени играли решающую роль в его жизни. Это проявляется в том, что подросток выступает против любого вмешательства в свою жизнь и часто идет против чувств и желаний взрослых.

Теперь подросток готов строить новые отношения со сверстниками. Именно через дружбу ребенок формирует модели социальных отношений, моральных ценностей и т. Д.

В этот период у ребенка происходят изменения в самооценке. Раньше это было напрямую связано с учебной деятельностью, уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Сейчас главный критерий самооценки - это уровень общения со сверстниками. Ведущее направление деятельности - безвозвратно общение.

На этом фоне снижается учебная мотивация, падает успеваемость, случаются конфликты с учителями.

Родителям следует помнить, что умственная активность подростков в этот период достаточно высока. Но их развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые ребенок испытывает во время обучения.

Успех или неудача оказывают значительное влияние на мотивацию обучения. Ведь высокий балл «подтверждает» возможности подростка. Идеальный момент - когда «оценка» и самооценка совпадают. Если этого не происходит, увеличивается внутренний дискомфорт, который со временем может перерасти во внутренний конфликт.

То есть, когда ребенок переходит из начальной школы в средние классы, он претерпевает не только внешние изменения, но и глубокие, внутренние.

Типы адаптации

Существует два основных типа адаптации ребенка к школе:

Социально-психологическая адаптация

Когда ребенок идет в первый класс, он или она получает новый статус школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным все, что связано с учебной деятельностью.Ребенок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют учитель и родитель. Они помогают настроить ребенка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения периода адаптации важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Когнитивные способности

Для большинства детей развитие познавательных способностей - естественный процесс.Но это не значит, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие этого навыка. В старшем дошкольном возрасте этот навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и когнитивными интересами. Если все эти процессы развиваются гармонично, адаптация будет происходить быстрее и организм ученика будет тратить меньше энергии.

Творческое мышление

В наше время важно думать «не как все».Смысл понятия «белокурая овца» сейчас кардинально меняется. Меняется и отношение к людям с ярким творческим мышлением. Родителям не стоит пугаться, если ребенок умеет «проявлять творческий подход» и мыслить нестандартно. В будущем это может стать хорошим подспорьем в некоторых критических ситуациях.

Самоорганизация

С началом обучения в школе ребенок попадает в систему с жесткими временными рамками: уроки, перерывы, дополнительные занятия - все в соответствии с определенным временем.Умение управлять и планировать время - очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения и общения.

Физиологическая адаптация

На плечи школьника ложится огромная физическая нагрузка: умственная в виде усвоения новых знаний и физическая - статическая позиция в учебном процессе. Чем сильнее давление, тем больше энергии тратит тело. Важно не упустить момент усталости.

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьник и его родители

Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые их могут ожидать в начальной школе:

1. Проблема вставания утром

В первые дни в школе, особенно если ребенку понравилось, он просыпается без каких-либо затруднений. Со временем первый интерес к школе притупляется, начинается рутина, поэтому процесс пробуждения может оказаться не таким простым.Часто утром прямо перед школой ребенок испытывает истерику. Один из способов гармоничного выхода из этой проблемы - «постепенное пробуждение». Это значит, что ребенка следует будить не резко, а постепенно, временным запасом, который позволит ему «впитаться» в постели.

2. «У Алекса есть, так что я тоже хочу!»

Новоиспеченный школьник, помимо процесса обучения и подготовки домашних заданий, активно общается со сверстниками. Высока вероятность, что ребенок увидит другого мальчика / девочку с красивым рюкзаком, крутым айфоном и поймет, что он хочет того же.Здесь перед родителями стоит непростой выбор: найти возможность сделать покупку для ребенка, чтобы не быть хуже других, или не последовать его примеру, но в этом случае ребенок может чувствовать себя неуверенно. Как выйти из ситуации, когда ребенок, закончив школу, заявляет: «Хочу планшетного Алекса»? Лучший вариант: предложить студенту сэкономить. Этим вы прививаете грамотное отношение к деньгам, даете ребенку «возможность» принять окончательное решение: «Так ли это нужно или лучше купить что-то другое?»

3.Опасное домашнее задание

Очень важно, чтобы дети делали домашнее задание самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после того, как попросит об этом. Поддержка со стороны родителей в этот момент обязательна: вы можете просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребенка. Основная задача взрослого - помочь организовать учебное пространство: где будут размещены учебники и тетради, ручки и карандаши и т. Д.

Позволить ребенку быть независимым не означает отпустить его: вы можете контролировать ситуацию, не навязывая ее.Так вы даете понять своему ребенку: «Я вам доверяю!» и «Ты можешь все!»

Условия успешной адаптации

К наиболее удачным условиям адаптации относятся:

  1. наличие полноценной семьи;
  2. высокий уровень образования родителей;
  3. адекватных методов воспитания;
  4. уважение прав ребенка;
  5. Готовность ребенка к школе;
  6. Положительное отношение в семье к статусу школьника.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворенность процессом обучения.

Ребенок с удовольствием рассказывает о школе и с удовольствием ее посещает.

2. Освоение программы.

Ребенку не составит особого труда справиться с поставленными задачами. Если ребенок работает по традиционной программе, но испытывает трудности, важно поддержать его, а не сравнивать с другими детьми, не ругать и не указывать на недостатки.Если возникают трудности при обучении в рамках сложной программы (например, при углубленном изучении предмета), родителям стоит подумать о переходе на обычную программу.

3. Степень независимости.

Ребенок должен выполнять задания самостоятельно; только после безуспешных попыток он может обратиться за помощью к взрослому. Многие взрослые начинают помогать с самого начала - и это большая ошибка. К такому варианту подготовки домашнего задания ребенок быстро привыкает, и в будущем ему будет сложнее делать это самостоятельно.

4. Удовлетворенность учителем и одноклассниками.

Это одна из главных особенностей. Если у ребенка гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации пройдет с наименьшими затратами.

Общие рекомендации для родителей - советы психолога

Похвала

Каждая мама, помогая делать домашнее задание своему ребенку, замечает ошибки. Но она просто хочет, чтобы ребенок правильно написал и выполнил все задания! В этот момент внутренний критик матери, исключительно из любви к ребенку, начинает искать недостатки, указывая на ошибки ...

Родителю важно замечать, что у ребенка хорошо получается, чтобы сосредоточиться на этом.Это придаст уверенности и у студента появится желание стать лучше!

График подготовки домашнего задания

Чтобы понять, как лучше всего подойти к домашнему заданию, родителям необходимо понаблюдать за своим ребенком и ответить на несколько вопросов:

  • Легко ли ребенку «попасть на работу»?
  • сколько времени нужно на «разгон»?
  • как долго после включения он может работать, не уставая?
  • как быстро истощение?

Детям, которым трудно выполнять домашнее задание, лучше всего начать с литературного чтения.А тем, кто быстро истощается, нужно делать перерывы в математике.

Не требуйте слишком многого!

Родителям важно понимать и осознавать возможности ребенка. Для этого вы можете просто наблюдать: что у начинающего ученика получается хорошо, а что нет. Ставьте «цели» мягко, немного выше возможностей ребенка или в соответствии с ними.

Ставки на уверенность

Маме и папе очень важно знать «сильные стороны» своих начинающих учеников.Для этого ответьте на вопросы:

• «что меня радует в моем ребенке?»

• «что он или она умеет делать хорошо?»

Помогая своему ребенку стать уверенным в себе учеником, положитесь на то, в чем он хорош.

Всегда должна быть возможность успокоиться

Многие родители не знают, как успокоить ребенка в случае горя, разочарования и слез. В такие моменты очень важно разделить чувства ребенка и позволить ему или ей выразить их.В таких случаях нельзя произносить такие фразы: «Не обращайте внимания!», «Это не важно…», «Это мелочи!» И т. Д.

Укажите, что понимаете чувства детей: «Я знаю, что вы расстроены» и внимательно попросите рассказать, что произошло. Пока ребенок будет рассказывать, будут выражаться эмоции, и ребенок может почувствовать себя лучше.

Кроме того, родителям рекомендуется соблюдать следующие рекомендации:

  • развить «чувство» времени у начинающего ученика;
  • научите держать все в порядке;
  • помните, что ребенок тоже имеет право на ошибку;
  • дайте вашим детям возможность позаботиться о себе.

Медицинские рекомендации

  1. Стабильный распорядок дня. Привести ребенка в этот режим важно не сразу, а постепенно.
  2. Хороший сон.
  3. Удобное рабочее место. Важно правильно подобрать мебель (подходящую для роста ребенка) и расположить свет слева от ребенка.
  4. Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
  5. Отдых после школы (желательно со сменой занятий).
  6. Рационально здоровое питание.
  7. Положительное отношение к окружающим.
  8. Стремление к успеху.
  9. Исключите просмотр телевизора и компьютерные игры перед сном.

Подводя итог, можно сказать, что адаптация к школе - серьезный путь, пройдя который ребенок выходит на новый этап развития. Если его будут сопровождать слаженные работающие родители, педагог, психолог и медицинский работник, этот путь не будет слишком длинным и тернистым.


.

Адаптация первоклассника в условиях ГЭФ. Начальная школа

Когда ребенок становится первоклассником, он переходит на новую ступень своего развития. Первоклассники более самостоятельные, прилежные, умеют концентрировать внимание на самом необходимом.

Попадая в школу, малыш попадает в непривычные для него условия с незнакомыми людьми. А чтобы процесс обучения был легким и интересным, ребенок должен адаптироваться к новым школьным условиям и коллективу, с которым он будет учиться.

Адаптация первоклассника в условиях ФГОС особое внимание уделяется сохранению здоровья учащихся. Согласно стандарту, в образовательных учреждениях выделяется приоритетное направление - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Продолжительность школьного периода адаптации

Продолжительность периода адаптации к школе зависит от личных качеств конкретного ребенка. В среднем длится от 8 недель до 6 месяцев. На протяжении всего периода адаптации важно поддерживать близких людей, чтобы ребенок не терял веру в свои силы.

Понятие «адаптация» включает социальные, психологические и физиологические аспекты.

Социальный аспект показывает, насколько комфортно ребенок чувствует себя в коллективе. Дети, посещающие детский сад, легче адаптируются к персоналу, так как именно в дошкольных учреждениях приобретаются первые коммуникативные навыки.

Психологическая готовность складывается из интеллектуальной и мотивационной зрелости. Мотивация игры должна уступить место мотивации к обучению.

Физиологический аспект показывает готовность организма к нагрузке.

Этапы физиологической адаптации

Адаптация ребенка к школе влияет на его физическое состояние. В период адаптации организм реагирует на новые условия разной степенью напряжения внутренних ресурсов.

Есть три этапа адаптации:

  1. Первые 15-20 дней обучения все ресурсы организма работают на максимум. Это связано с изменением режима жизни и поступлением новых обязанностей.
  2. После большой нагрузки происходит небольшое падение напряжения, организм начинает приспосабливаться к новым условиям, старается экономить ресурсы.
  3. На завершающем этапе идет стабильная адаптация. Организм определился с нагрузкой и выбрал наименее затратный способ реакции. Происходит стабилизация нервной системы.

Весь физиологический период адаптации первоклассников занимает около 5-6 недель. В это время учителя и родители не должны лишний раз нагружать ребенка и дать возможность организму спокойно пройти период адаптации.

Психологическая готовность к школе

Когда ребенок становится первоклассником, у него повышается уровень тревожности от необычных и новых обязанностей.Психологическая адаптация направлена ​​на снижение тревожности и способности малыша адекватно оценивать свои действия.

ГЭФ с целью улучшения периода адаптации предлагает провести диагностические и корректирующие действия.

На этапе диагностики различные условия адаптации первоклассников, наблюдения проводятся с использованием специальных методик, которые направлены на выявление эмоционального состояния в школе и психологического в семье у ребенка.Отношения в семье играют важную роль в процессе адаптации. Если в семье царит спокойная обстановка, то малышу будет легче адаптироваться в новой среде.

Если ученику сложно дать переходный период адаптации, то проводится корректирующий этап. Для каждого человека разрабатывается методика повышения мотивации, повышения интереса студента к обучению.

Период 6-7 лет связан с эмоциональными изменениями у малыша. Если ребенок получает низкие оценки, слышит постоянную критику и недовольство со стороны родителей, то уровень его самооценки значительно упадет, что отразится на наличии комплексов и низкой степени адаптации.

Самоуважение - важный показатель в адаптации ребенка

Для того, чтобы ребенок быстро установил контакт с другими детьми, его самооценка должна быть нормальной. Отклонения от нее в большую или меньшую сторону негативно скажутся на учебном процессе и отношениях в коллективе.

Следовательно, задача психолога - помочь детям сформировать адекватную самооценку. Адаптация первоклассника в условиях ГЭФ будет легче, если у ребенка в младшем школьном возрасте сформируется объективная самооценка.Для этого ученики выполняют различные задания, способствующие формированию адекватной самооценки.

Для выбора контрольных заданий самооценки, метод адаптации первоклассников. Он разработан на основе методологии Дембо-Рубинштейна. Результат показывает развитие самооценки студента по таким направлениям, как настроение, эмоциональная устойчивость и степень адекватности.

Совместная работа учителей и родителей

К скорейшей адаптации ребенка в школе привлекаются и родители.Первое родительское собрание проводится в школе.

Адаптация первоклассников - главный вопрос, который решается. Они подчеркивают потребность родителей в помощи и поддержке первоклассника. Встречи проходят не в обычной форме, а в виде специальных психолого-педагогических семинаров, на которых рассказывают:

  • Как помочь ребенку «войти» в учебный процесс.
  • Как правильно организовать день?
  • Как научиться быть собранной и внимательной.
  • Что мотивирует самостоятельное выполнение домашних заданий.

Психологическая адаптация требует комплексного подхода: совместная работа школьного коллектива и родителей поможет детям начать новый этап в жизни.

Причины дезадаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников связаны с несоответствием психофизиологических и социальных функций требованиям системы обучения. Ребенок не хочет посещать учебное заведение, у него нет друзей в классе, в связи с этим снижаются защитные функции, появляются частые заболевания.

Различают три типа школьной дезадаптации:

  1. Несоблюдение темы, фрагментарное усвоение знаний без целостной концепции, выражающееся в хронической неуспеваемости.
  2. Нарушение эмоционального отношения к учителям, предметам, перспективам, связанным с учебой.
  3. Нарушение поведения, недисциплинированность.

Причинами, вызывающими дезадаптацию школьников, могут быть:

  • Недостаточная мотивация к учебному процессу.
  • Неспособность вести себя самостоятельно, принимать решения.
  • Непринятие необходимых стандартов поведения.
  • Общение со взрослыми вызывает затруднения, что приводит к непониманию изложенной учителем информации.
  • Низкая самооценка, неуверенность в себе.
  • Отсутствие физиологических процессов в организме.

Адаптация первоклассника в условиях ГЭФ будет легче, если ему помогут родители.

Рекомендации по адаптации детей в начальной школе

Учителя и психологи составляют такой план обучения, который поможет детям быстрее и легче адаптироваться в школе. Программа должна быть разработана с учетом результатов диагностики в процессе обучения.

Для того, чтобы адаптация была простой, необходимо:

  • Самый быстрый способ познакомить детей друг с другом.
  • Покажите положительные стороны каждого ученика.
  • Создайте команду с дружеской атмосферой.
  • Научите детей помогать друг другу.
  • Помочь студентам реализовать себя.
  • На первом курсе не подвергайте студентов резкой критике, ориентируйтесь на положительные качества.
  • В первых классах нет оценивания, однако необходимо разработать систему контроля, стимулирующую обучение.

Адаптация первоклассника в условиях ГЭФ происходит с помощью института классного руководителя индивидуального портфолио, отражающего основные аспекты учебы ребенка, а также его духовно-нравственное и физическое развитие. здоровье.

Осуществляются внеурочные занятия, цель которых - развитие личностных качеств, например, в сфере патриотизма на основе семейных отношений.

Период адаптации прошел

Адаптация прошла успешно, если:

  • Ребенок счастлив посещать школу.
  • Принимает активное участие в жизни класса.
  • Нет проблем с усвоением школьной программы.
  • Самостоятельно выполняет домашнее задание.
  • Есть самоконтроль вашего поведения.
  • Спокойствие, адекватная реакция на временные неудачи.
  • Общение с учителями и сверстниками вызывает только положительные эмоции.

Родители не должны забывать следить за здоровьем ребенка под воздействием тренировочной нагрузки. Положительная стабильность здоровья означает, что процесс адаптации к школе завершен.

Заключение

Стать школьником - важный этап в его жизни. Чтобы этот этап прошел гладко и безболезненно, родителям следует прислушаться к рекомендациям психологов и учителей в вопросе адаптации к школьной жизни.И помните, что период адаптации для каждого ребенка индивидуален, но поддержка, помощь и уверенность в себе помогут ребенку легко преодолеть изменения в

.

10 жизненных советов психологов и терапевтов

Жизнь трудна - это факт. Все мы время от времени испытываем трудности, будь то на работе, в наших отношениях или в нашем собственном компактном уме. Мы сбились с курса, не можем понять, какой путь вверх, и пытаемся найти что-то, что удержит нас на плаву. Однако иногда все, что нам действительно нужно, - это взгляд со стороны - простой совет, который поможет нам исправить ситуацию. Поэтому я попросил психологов и терапевтов об одном ключевом совете, который, по их мнению, может принести пользу каждому.Ниже приведены их результирующие слова мудрости:

1) «Не относись к своим мыслям так серьезно».

Я знаю по собственному опыту, что наши мысли могут иногда сводить нас с ума, но дело в том, что это просто мысли. И не стоит к ним относиться так серьезно. «Этот единый совет может помочь каждому человеку при любых психологических расстройствах, а также при решении обычных повседневных жизненных проблем», - говорит клинический психолог Анна Прудовски, M.А. «Мысли - это не факты. И это не угрозы. Это просто мысли. Если мы научимся делать шаг назад и наблюдать за ними, вместо того, чтобы вступать с ними в контакт или бороться с ними, наша жизнь немедленно улучшится. И даже если ваша мысль на 100% верна, спросите себя, помогает ли это вам или приносит больше проблем и страданий? »

2) «Дело не в тебе».

Иногда мы не можем не относиться к партнеру холодно или беспокоиться о том, что друг не перезвонит нам.Однако, по словам психотерапевта и владелицы Thrive Therapy Эми МакМанус, важно понимать, что это не всегда касается нас. «Ваш подросток ведет себя так, будто ненавидит вас? Это не о вас. Они не понимают, кто они такие, и на вас можно злиться. Ваш супруг сердится, когда приходит домой ночью? Это не о вас. Не принимайте это на свой счет, проявляйте понимание, прислушивайтесь к его проблемам, и ваши отношения будут процветать », - объясняет она.

3) «Изучите средства расслабления.”

Мы настолько увлечены гонкой под названием жизнь, что забываем остановиться на передышку. Вместо этого, по словам доктора медицины Мюррея Гроссана, мы должны научиться расслабляться. «Это должно включать в себя просмотр зеркала и наблюдение за расслаблением вашего лица, расслабления челюсти и расслабления плеч», - объясняет он. «При истинном расслаблении химия вашего тела свободна от адреналина и стрессовых химикатов; тогда вы можете ясно увидеть проблему. Всегда будут факторы, вызывающие стресс, но если вы полностью разработаете метод снижения химического состава стресса, тогда ваш мозг сможет сделать все возможное.”

4) «Снять крючок».

Это правда, что мы сами себе худший критик, поскольку мы часто придерживаемся нереалистичных ожиданий. Но важно, чтобы мы знали, что «просить о помощи - это абсолютно нормально», как объясняет Адриан Круер, клинический психолог. «Бить себя за то, что он нуждался в помощи, - это просто двойной удар: уже плохо себя чувствуешь, а потом злишься на себя за то, что чувствуешь себя плохо, и все становится еще хуже! Забота о себе, как о друге или члене семьи, может снизить нашу самооценку по поводу беспокойства или беспокойства.Нужна помощь - это нормально - это совершенно человеческий опыт ".

5) «Практикуйте заботу о себе».

Более профессиональное исполнение популярного: побалуйте себя. «Во всех отношениях единственное, что, кажется, имеет наибольшее значение, - это забота о себе», - говорит терапевт по вопросам брака и семьи Дженн Кеннеди. Когда люди уделяют внимание своим потребностям, это дает преимущества, которые отбрасывают множество проблем. Примеры ухода за собой: массаж, время с друзьями, занятия, занятия йогой, вздремнуть.Все, что заставляет вас чувствовать себя лучше и доброжелательно к вам, помогает оттолкнуть обычных виновников психического здоровья ».

6) «Когда люди говорят вам, кто они, верьте им!»

Отношения трудно поддерживать, будь то брак, дружба или даже отношения между матерью и дочерью. Но мы можем значительно облегчить себе жизнь, просто слушая друг друга, - говорит лицензированный клинический социальный работник Нина Рифкинд. «Когда кто-то говорит, что для них не самое подходящее время для начала отношений, жизнь слишком сложна, а другой человек выдвигает проблемы, он неизменно сожалеет об этом», - объясняет она.«Точно так же, если друг или член семьи говорит вам, что они очень разбросаны и постоянно забывают ваш день рождения или другие важные события, пора соответственно изменить ваши ожидания или отказаться от этих отношений. Начните верить, что они останутся теми, кем они являются, и покажут, что они есть - и, если необходимо, двигайтесь дальше ».

7) «Почувствуйте свои чувства».

Многие из нас умеют прятаться от своих чувств или отталкивать их. Но на самом деле нам следует поступать наоборот: «Хотя вы, возможно, не захотите действовать в соответствии с каждым чувством, которое у вас есть, постарайтесь полностью испытать каждое из них в уединении своего сердца.Назовите свои чувства (например, гнев, печаль, страх и т. Д.) И напомните себе, что вам разрешено их испытывать, - говорит психотерапевт Тина Гилбертсон. «Чувства подобны коренным зубам: здоровы, когда они вырываются на поверхность, и гораздо труднее бороться, если они подвергаются ударам», - заключает она.

8) «Прими свой совет».

Мы эксперты, когда дело доходит до утешения и советов нашим друзьям, но мы полностью замираем, когда дело касается помощи себе в трудные времена.Поэтому нам следует направить совет, который мы дали бы другу в такой же ситуации. Далее это объясняет Пол ДеПомпо, сертифицированный психолог: «Мы гораздо лучше придумываем решения, когда это касается кого-то, о ком мы заботимся. Когда дело касается нас, это может вызвать такой стресс, что мы не можем мыслить так ясно, поэтому лучший совет - что бы вы сказали другу? »

9) «Делай все возможное, чтобы оставаться готовым, принимающим и обучаемым человеком».

Мы все стремимся быть лучшими людьми.Для некоторых это одновременно доброта, терпение, трудолюбие, решительность, веселье, подтянутость и привлекательность. Но насколько это утомительно и нереально? По словам лицензированного клинического психолога Натали Фейнблатт, пора сузить этот список и вместо этого попытаться стать готовым, принимающим и обучаемым человеком. «У вас не получится достичь совершенства, но следует сосредоточиться на прогрессе, а не на совершенстве», - говорит она. «Эти три образа мышления очень пригодятся вам в отношении вашего психического здоровья, отношений и общего благополучия.”

10) «Практикуйте сострадание к себе».

Мы тратим много времени и энергии на то, чтобы быть рядом с нашими близкими, но мы не уделяем себе такого же необходимого внимания. По словам дипломированного терапевта Джулианны Шредер, пора начать проявлять к себе немного сострадания. «Вы не испытаете трансформации в одночасье, но если вы будете думать, чувствовать и делать что-то по-другому, это даст другой результат», - объясняет она.«Научиться противостоять негативному внутреннему диалогу - это необходимое условие для того, чтобы стать более восприимчивым и сострадательным к себе. Доверяйте процессу, делая одно сочувственное заявление или действие за раз ».

.

R: P: S: 1 | SAT Suite of Assessments

Отрывок 1 адаптирован из книги Сьюзан Милиус, «Другой вид умения». © 2013 by Science News. Отрывок 2 адаптирован из книги Бернда Генриха, Разум ворона: Исследования и приключения с птицами-волками. © 2007 Бернд Генрих.

В 1894 году британский психолог К. Ллойд Морган опубликовал так называемый канон Моргана, согласно которому предположения о человекоподобных психических процессах, лежащих в основе поведения животного, должны быть отвергнуты, если подойдет более простое объяснение.

Тем не менее, люди, кажется, оправдывают определенные ожидания, особенно когда речь идет о птицах и млекопитающих. «Мы как-то хотим доказать, что они такие же« умные », как люди», - говорит зоолог Сара Шеттлворт. Мы хотим, чтобы птица, которая справляется с неприятной проблемой, использовала проницательность человеческого уровня.

Вороны Новой Каледонии оправдывают ожидания, поскольку они, возможно, занимают второе место среди производителей инструментов на планете.

Их инструменты представляют собой крючковатые палки или полоски, сделанные из листьев с колючками, и они используют их в дикой природе, чтобы выгонять личинок из щелей.Исследователь Рассел Грей впервые увидел этот процесс холодным утром в горном лесу в Новой Каледонии, цепи островов к востоку от Австралии. В течение нескольких дней он и исследователь вороны Гэвин Хант приучили диких ворон находить лакомые кусочки мяса в отверстиях в бревне. Как только птицы надежно проверили бревно, исследователи поместили колючий тропический панданус рядом с бревном и спрятались за ним. слепой.

Прилетела ворона. Он запрыгнул на растение панданус, схватился за остроконечный край одного из длинных, похожих на ремешок листьев, и начал серию рвущихся движений.Вместо того, чтобы просто отрывать одну длинную полосу, птица рвала и кусала в последовательности, чтобы создать наклонный край ступеньки на сегменте листа с узким концом и широким основанием. Процесс занял всего несколько секунд. Затем птица окунула узкий конец полоски листа в отверстие в бревне, выловила мясо шипами по краю листа, проглотила добычу и улетела.

Это был мой момент "вау!", - говорит Грей. После того, как ворона исчезла, он поднял инструмент, оставленный птицей. «Я попробовал, но не смог, - вспоминает он.Выловить мясо было непросто. Оказалось, что Грей слишком сильно двигал осколок листа вместо того, чтобы нежно поглаживать колючки о лакомство.

Ловкая физическая манипуляция ворона вдохновила Грея и его коллегу из Окленда Алекса Тейлора протестировать других диких ворон, чтобы увидеть, использовали ли они, казалось бы, проницательные решения для натягивания веревки, которые, как известно, применяют некоторые вороны, попугаи кеа и другие умные птицы. Три из четырех ворон прошли этот тест с первой попытки.

.

Адаптация материалов для разных возрастных групп | TeachingEnglish | Британский Совет

Введение
В последнем учебном совете мы рассмотрели, как адаптировать материалы для групп со смешанными способностями. Это наиболее распространенный тип адаптации, который приходится делать учителям. Однако бывают случаи, когда вам, возможно, придется адаптировать материалы из-за возраста ваших учеников. Чтобы рассмотреть эту тему, я разделю ее на два возможных сценария:

Использование материалов, предназначенных для старших учеников, с младшими учениками


В мире молодых учащихся мы часто обнаруживаем, что языковые способности учащихся выходят далеко за рамки типичный учебник, рассчитанный на их возраст.Поэтому часто требуется некоторая адаптация. В качестве примера: в настоящее время я обучаю группу 11-15-летних на курсах уровня First Certificate (выше среднего). Мы используем учебник, предназначенный для подростков старшего возраста и взрослых, поэтому адаптация является важной частью планирования урока. Главное, о чем нужно помнить при адаптации заданий, - это подумать о том, как сделать задание более реальным для ученика. На прошлой неделе мы писали официальные письма, чего ни один из студентов никогда в жизни не делал, и поэтому им требовалась серьезная поддержка.Посмотрев несколько образцов официальных писем, мы перешли к задаче в книге: письму с жалобой на услуги, полученные от туроператора во время недавнего отпуска. Очевидно, что они вряд ли сделают это даже на своем родном языке. Однако я знал, что некоторые студенты недавно ходили на концерт и были разочарованы выступлением. Итак, используя этих студентов, мы вместе адаптировали задачу. Я спросил студентов, что их разочаровало в шоу, и мы составили список.Эти пункты стали содержанием задания. Функциональный язык жалоб остался прежним, но задача стала более живой, поскольку она была более личной и ближе к собственному опыту студентов.

Разговорная деятельность тоже может нуждаться в адаптации. Собеседование может стать собеседованием для поступления на летние курсы или для помощи в скаутском лагере.

Вопросы, которые следует учитывать при подготовке уроков:

  • Будут ли студенты знать что-нибудь по теме?
  • Если нет, как я могу ввести тему?
  • Будет ли интересна тема студентам?
  • Если нет, то как мне сделать его интереснее и воплотить в жизнь?
  • Какая поддержка понадобится студентам для выполнения задания?

Использование материалов, предназначенных для младших школьников со старшими учениками

Если вы обнаружите, что используете материалы, предназначенные для младших школьников со старшими учениками, вы должны быть осторожны.Подростки могут особенно обидеться, когда им преподносят детский материал, когда они считают, что готовы к чему-то более взрослому. Если вы не можете найти более подходящий материал, используйте то, что у вас есть, в качестве отправной точки.

Игры и развлекательные мероприятия, которые подходят для юных учеников, часто одинаково хорошо подходят для подростков старшего возраста или взрослых. Если вы объясните причину игры или действия и проясните, что студенты практикуют, играя в них, то большинство студентов, как правило, ответят положительно.Старшие ученики быстро разберутся с вами, если вы просто убиваете время и в этом нет реального смысла. Недавно я играл в бинго с формированием слова с группой взрослых и был поражен тем, что они были действительно взволнованы и соревновались и все пытались выиграть, чтобы в следующем раунде стать «королем бинго» или «королевой бинго». Думаю, после тяжелого рабочего дня им понравилась возможность на двадцать минут вернуться к своему детству!

Вопросы, которые следует учитывать при подготовке уроков:

  • Подходит ли занятие для данной возрастной группы?
  • Если нет, как я восполню этот пробел?
  • В чем смысл деятельности?
  • Что будут изучать студенты?
  • Должен ли я объяснить студентам, почему мы выполняем задание?


При любой адаптации материалов важно помнить, как можно персонализировать задачу и сделать ее более актуальной для учащегося.Если вам ясно, почему вы используете определенный материал и каковы ваши цели, тогда учащиеся должны быть довольны упражнением, поскольку они смогут увидеть в нем смысл. Найдите время, чтобы поговорить со своими учениками и узнать, чем они занимаются в свободное время и чем они интересуются. Сделав это, вы сможете найти больше материалов по темам, которые им интересны.

Автор: Jo Budden

Впервые опубликовано в 2008 г.

.

Прочтите интервью с психологом и узнайте личные качества хорошего руководителя

Ведущий: Есть ли у вас все необходимое, чтобы стать успешным лидером? Кажется, что некоторые из нас делают это, но большинство из нас - нет. Доктор Грааф, что именно отличает действительно хорошего лидера от всех остальных?

Dr Graaf: Что ж, Дэвид, позвольте мне начать с заверения наших читателей, что они, вероятно, обладают некоторыми уникальными личными качествами, необходимыми для хорошего лидерства.Например, честность, справедливость и интеллект - это качества, которые можно ожидать от успешных начальников, менеджеров и руководителей команд. Одни и те же люди также часто вежливы и с юмором.

Ведущий: Это похоже на моего друга Тома. Он добрый, веселый и щедрый. Он всем нравится, потому что он всегда нас смешит!

Dr Graaf: Да, но как ваш друг ведет себя в сложных или, возможно, опасных ситуациях? Том звучит как очень симпатичный человек, но я боюсь, что быть популярным недостаточно.Чтобы стать хорошим лидером, нужно гораздо больше. Понимаете, лидерам иногда приходится принимать решения, которые не всем нравятся. Предположим, вы начальник, и вам нужно сказать десяти трудолюбивым сотрудникам, что ваша компания больше не может позволить себе их нанять. Боссы не только должны быть абсолютно уверены в том, что они делают правильный выбор, они также должны быть достаточно сильными и решительными, чтобы действовать в соответствии с этим выбором, даже если это время от времени делает их непопулярными. Или представьте, что вы несете ответственность за безопасность сотен людей, оказавшихся в горящем здании.Люди обычно паникуют в этой ситуации или просто не знают, что делать. Лидеры должны уметь быстро думать и действовать быстро в любых обстоятельствах. Они должны сохранять спокойствие, хладнокровие и контролировать ситуацию, даже если другие этого не делают.

Ведущий: Неудивительно, что хорошие лидеры так редки! Доктор Граф, большое спасибо за то, что были с нами сегодня.

Дата: 07.06.2015; просмотр: 999;

.

Смотрите также

Онлайн консультации

Психолог Лилия Волженина проводит тренинги и консультации в Новосибирске, а также онлайн консультации по SKYPE

Голосование

Что в своей жизни вы хотели бы улучшить?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...